В канун Дня Победы группа компаний Спецтяжавтотранс успешно завершила важнейший этап в строительстве атомного ледокола «Сибирь» на Васильевском острове – подъём и монтаж гребных электродвигателей. Пятого мая на судно был установлен последний кормовой ГЭД.
-Установка ГЭДов очень важный и сложный технологический этап, — отмечает руководитель проекта строительства Сергей Черногубовский. — Фактически, это один из трех основных этапов строительства атомного ледокола, который определяет дальнейший ход работ. Следующими знаковыми событиями станут установка реактора и погрузка паротурбинной установки.
Третий кормовой гребной электродвигатель сняли с баржи с помощью плавкрана, затем транспортировали его по территории Балтийского завода к месту монтажных работ. Далее свою роль сыграли прядевые домкраты и система бокового перемещения.

-Работы осуществлялись с помощью новой российской технологии – такелажного портала модульного типа, — рассказывает Вадим Орлов, директор проектов перевозок и монтажа оборудования ГК «Спецтяжавтотранс». — В отличие от кранов, портал более устойчив, способен выдерживать большую ветровую нагрузку за счет особенности конструкции. Все это позволяет вести беспрерывный подъем, что крайне важно, учитывая погодные условия Санкт-Петербурга. Общая грузоподъемность портала 500 тонн. Он компактен, все элементы габаритные, сборка и подготовка к эксплуатации занимают две недели.
Изначально для строительства ледокола предлагалось использовать традиционные краны грузоподъемностью 500 тонн, но громоздкая конструкция крана имеет недопустимые для центра Санкт-Петербурга размеры и не может пройти архитектурный надзор. Инженеры ГК «Спецтяжтранс» предложили кораблестроителям идею альтернативного монтажа, которая кроме того, что имеет гораздо меньший размер, не требует большой площади размещения имеет еще одно принципиально важное преимущество важное преимущество при строительстве корабля. Дело в том, что сборка ледокола осуществляется секциями. Такелажная система «Спецтяжавтотранс» уникальна тем, что не мешает процессу сборки и может быть смонтирована исходя из текущей готовности судна на любом этапе. Таким методом на «Сибирь» смонтировано пять элементов весом по 310 тонн: два бака металловодной защиты и три гребных электродвигателя.
Разработан и изготовлен такелажный портал специалистами ГК «Спецтяжавтотранс» совместно с кафедрой подъемно-транспортных систем МГТУ им. Баумана. Заведующий кафедрой – председатель правления ГК «Спецтяжавтотранс», кандидат технических наук Сергей Тропин. Руководил работами подъемами и монтажа тяжеловесного оборудования ледокола «Сибирь» молодой инженер ГК «Спецтяжавторанс», выпускник и аспирант МГТУ им. Баумана Павел Горохов.